Первая онлайн-магистратура — что здесь необычного, ведь в эпоху пандемии коронавируса многие вузы выстраивают обучение в дистанционном формате? Но особенностей много. В этой статье мы рассказываем, как устроена учёба, готовы ли преподаватели к онлайн-образованию и какие навыки получают студенты.
Программа «Автономные сервисные роботы» планировалась как онлайн-курс ещё с 2019 года. В этом году Пермский политехнический университет совместно с компанией «Промобот» открыли набор студентов на первую онлайн-магистратуру по робототехнике: все занятия проходят дистанционно. На электронной учебной платформе есть всё — видеолекции, их конспекты, тестовые и практические задания.
Специально для онлайн-магистратуры в ПНИПУ создана лаборатория для удалённого выполнения студентами практических заданий. Она оборудована сервисными роботами Promobot, которыми магистранты могут управлять прямо из дома. Это универсальная лаборатория — она подходит для изучения разных аспектов робототехники: сначала студенты учатся просто манипулировать роботом, перемещать его из точки А в точку Б, а затем изучают распознавание образов и автономную навигацию.
Для выполнения лабораторных работ студенты получают виртуальные машины — такие виртуальные «рабочие места» со специально установленными операционными системами.
Кто обучается и кто преподаёт?
Сейчас на программе за счёт бюджетных средств обучается 10 человек. Это студенты разных национальностей и из разных городов (в том числе из Японии) с базовым образованием, связанным с управлением в технических системах. Они уже занимают должности программистов, инженеров, тестировщиков и руководителей проектов в разных робототехнических (и не только) компаниях.
«Ожидания от онлайн-магистратуры были неопределённые, так как у меня уже был опыт дистанционного обучения. Но реальность оказалась гораздо приятнее и занимательнее. Мне нравится, что находиться в момент занятий я могу дома или на работе. Это очень удобно. Уже стало привычно, что нет необходимости приходить в учебные корпуса и аудитории. С преподавателями плотно поддерживаем связь в мессенджерах, по почте и на разных платформах», — рассказывает магистрант Иван Васенин.
Онлайн-образование даёт возможность получать специальность из любой точки мира. И преподавать тоже можно откуда угодно. Преподаватели онлайн-магистратуры — это учёные из вузов Перми (ПНИПУ), Санкт-Петербурга (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») и Казани (КАИ).
Какие ещё преимущества онлайн-образования?
Антон Каменских, доцент, кандидат технических наук, рассказывает:
«Главное преимущество курса — это возможность учиться без отрыва от той профессиональной деятельности, которой студенты заняты сейчас. Новые знания с лекций они могут сразу применить в своей работе. Трудно нормально совмещать очное образование в стандартном формате с работой: человек будет не успевать либо на учёбе, либо на работе. Дистанционный формат это позволяет. Ещё одно преимущество — возможность для студента получить образование даже при наличии тяжёлых заболеваний и жизненных обстоятельств, несовместимых с очным форматом занятий. И выбор теперь такой: либо ты обучаешься дистанционно, либо не обучаешься вообще. В таком формате онлайн-образование всегда в выигрыше».
Почему именно магистратура?
Студенты-магистранты — это люди, которые уже работают, хотят развивать свои навыки для карьерного роста, очень ценят своё время и сами находят себе мотивацию к обучению. Поэтому дистанционное обучение для них представляет наибольший интерес.
Эта онлайн-магистратура — не короткий курс, который призван развить какой-то определённый навык. Это программа создана, чтобы сформировать у студентов целую компетенцию. В начале обучения изучают профессиональные и общекультурные дисциплины: экономику, философию, математику, базовую теорию по управлению техническими системами — всё, что формирует базу для дальнейшей разработки роботов.
Под руководством Антона Каменских магистранты уже приступили к своей научно-исследовательской работе. Она станет основой их магистерской диссертации — нового кейса применения робота. Важное требование к проекту: он должен быть междисциплинарным, то есть учитывать разные аспекты робототехники. Поэтому студенты изучают не только технические дисциплины, но и этическую сторону социальной робототехники — будущий инженер должен научиться не только программировать робота, но и социально ответственно подходить к проектированию инновационных технологий.
Какие проекты разработают студенты?
Большой интерес у студентов вызывает распознавание образов и разработка миссий робота — ситуации замещения труда человека. Сейчас студенты ищут такие миссии, которые могли бы уже в ближайшее время заменить человека в той или иной отрасли экономики: например, робот-официант, робот-грузчик или робот-аниматор — как в проекте студента Ивана Васенина.
Каково преподавать онлайн?
Елена Середкина, доцент, кандидат философских наук, делится впечатлениями:
«Студенты активно работают на вебинарах. Они умны и мотивированы на обучение, знают, зачем поступили в магистратуру. Среди них есть прагматики, а есть и мечтатели в хорошем смысле слова, которые хотят быть как Илон Маск».
Преимущество этого курса — это непосредственная связь с производителем сервисных роботов. Совместно с компанией «Промобот» ПНИПУ провели первые в России полевые исследования и лабораторный эксперимент в области взаимодействия человека и робота. Таким образом, студенты новой онлайн-магистратуры изучают и зарубежные, и российские кейсы.
Будущее за сервисной робототехникой. По данным последних исследований, мировые продажи сервисных роботов в 2019 году увеличились на 32%. Поэтому скоро миру понадобятся новые кадры для создания и обслуживания роботов.
Три причины получить образование в онлайн-магистратуре Пермского политехнического университета:
- Обучение доступно из любой точки мира.
- Специалисты из области сервисной робототехники востребованы на рынке сегодня и в будущем.
- Можно учиться, не отрываясь от работы, хобби и жизни.