После взаимодействия с роботом для получения госуслуг у клиентов на 30% возрастает готовность обращаться к роботам в будущем. Эксперты и учёные при участии компании «Промобот» провели исследование социальных установок у людей по отношению к роботам. Впервые в России эксперимент прошёл в реальной среде — отделении МФЦ.

Участники исследования меняли паспорт четырьмя способами. Первые два — это «чистые» сценарии коммуникации, где человек получал паспорт у человека и у робота Promobot V4. Два других способа были связаны с гибридными системами: человек, который взаимодействует в рамках диалоговой системы робота («роботизированный человек»), и робот Promobot V4, которым дистанционно управляет человек («очеловеченный робот»). Клиенты не знали, в каком случае дроидом управляли, а где живому сотруднику «подсказывала» машина. 

Научная работа включала в себя два этапа: лабораторный эксперимент и полевое исследование. Добровольцы лабораторного эксперимента не заметили разницы между чистыми и гибридными системами, то есть между человеком и роботизированным человеком, а также между роботом и очеловеченным роботом. Хотя они знали, что участвуют в эксперименте. 

Впервые в России полевое исследование с участием робота провели в реальной среде — многофункциональном центре «Мои документы» (МФЦ), где уже почти год штатным сотрудником значится Promobot V4. Он помогает получить паспорт и другие документы, а также записывает клиентов в электронную очередь.

Исследование показало, что на восприятие и оценку клиентов в большей степени влияет не содержание коммуникации, а интерфейс взаимодействия, т.е. внешняя идентификация, кто находится перед клиентом — человек или робот. Другими словами, при оценке качества получения услуги опрошенные одинаково позитивно характеризовали как человека, так и сотрудника, который работал по скрипту робота. А свободу общения с последним оценивали даже выше, чем у «живого» консультанта. 

«Для нас это исследование — возможность понять, в правильном ли направлении мы двигаемся при разработке новых решений в сфере сервисной робототехники. И результаты показывают, что наш робот-двойник человека — продукт, который будет востребован. Раньше это была наша гипотеза, сейчас мы получили и научные подтверждения», — подчеркивает Алексей Южаков, председатель совета директоров Promobot.

Из четырёх сценариев коммуникации «роботизированный человек» получил наибольшее число положительных отзывов среди клиентов МФЦ. Чаще всего в общении сотрудника, работающего по скрипту робота, опрошенные отмечали вежливость, качество обслуживания, доброжелательность и спокойствие.

«Ещё одно интересное наблюдение, которое не вошло в итоговый отчёт: сами сотрудники МФЦ заявили, что им сложно имитировать стиль и поведение робота. Хотя опрошенные позитивнее оценили общение именно такого формата.  Поэтому использование роботов может обеспечить клиентам более комфортное оказание услуг», — отмечает социолог Ольга Ганина.  

Полевое исследование также показало, что трое из четырёх участников готовы получать услуги у роботов типа Promobot V4. 

На оценку клиентов и их удовлетворенность взаимодействием с роботом влияют базовые социальные установки, возраст и опыт взаимодействия с дроидами. После приобретения такого опыта в среднем на 30% растет готовность взаимодействовать с роботом в будущем.

Коммуникацию с Promobot V4 выше оценивали участники в возрасте до 30 лет, а также те, кто активнее пользуются технологиями в быту и больше проявляют интерес к теме роботов в целом. Однако самые технически продвинутые и погруженные в тему роботов клиенты дают более низкие оценки коммуникации. Эксперты предполагают, что у них больше ожиданий и требований в отношении роботов. 

«Среди преимуществ использования робота участники эксперимента отмечали психологический комфорт: никто их не оценивает, не торопит, не вынуждает вступать в эмоциональный контакт с незнакомым человеком, предоставляющим услуги. Промобот v4 – это своего рода процедура самообслуживания, в этом его преимущество перед живым человеком», — резюмирует кандидат философских наук, менеджер по международным связям Федерального центра робототехники Елена Серёдкина

В лабораторном эксперименте на территории компании «Промобот» участвовали 40 добровольцев, эксперимент в МФЦ охватил 200 человек. Исследование провели учёные и эксперты Пермского государственного национального исследовательского политехнического университета совместно с компанией «Промобот».

Чтобы получить краткий и полный отчёты о результатах исследования, оставьте заявку на этой странице.

Компания «Промобот» основана в 2015 году в Перми. С того же года является резидентом Сколково. Сегодня Promobot — крупнейший производитель автономных сервисных роботов в России, Северной и Восточной Европе. Промоботы трудятся в 38 странах мира в качестве администраторов, промоутеров, консультантов, гидов и консьержей, заменяя или дополняя «живых» сотрудников. Роботов Promobot можно встретить в Сбербанке, Музее современной истории России, МФЦ, аэропорту Балтимор-Вашингтон, Дубай-Молле. Все продукты компании производятся и разрабатываются в России. 

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp

Подпишитесь на нашу рассылку,

чтобы не пропустить новость о восстании машин


Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
Закрыть меню

Заказать звонок

Наш менеджер ответит на все вопросы



Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.

Вакансия

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
  • Высшее образование по технической специальности
  • Навыки программирования или схемотехники
  • Готовность общаться с людьми и решать технические вопросы
  • Опыт работы в техподдержке и знание английского
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Оставить заявку

Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все вопросы.






Прикрепите резюме

Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
prmbt-together-1

Задать вопрос

Наш специалист свяжется с вами и ответит на все вопросы.






Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
prmbt-together-1