Как познакомить робота с президентом корпорации, какие особенности бизнеса в Южной Америке и как спасти робота от поцелуев эмоциональных бразильцев — рассказывает Елена Сеник, партнёр Promobot.

Я уехала в Бразилию в 2008 году, чтобы получить финансовое образование. Оставаться не планировала, но вышла замуж и стала работать. Заработав денег, решилась начать своё дело.

Случайно наткнулась на журнал Forbes и нашла там Promobot — среди лучших стартапов России. Заинтересовалась, потому что искусственный интеллект волновал меня ещё со времён обучения в университете. Но, когда я была студенткой, заработать на этом было невозможно.

Я захотела купить робота, привезти его в Бразилию и что-то с ним делать. Даже не знала что именно. Для меня это казалось благородной задачей, ведь я продвигаю уникальный российский продукт.

Проблемы и решения

Компания Umbo родилась в 2018 году как представительство Promobot в Бразилии. Мне хотелось реализовывать крупные проекты, делать интеграции, формулировать кейсы для клиентов и придумывать контент. Наша главная заслуга — это своя лингвобаза. Проще говоря, мы научили наших роботов говорить на португальском.

У Елены два робота: Дубо (слева) и Умбо (справа)

Первая проблема, с которой я столкнулась, — большие бразильские налоги. Но я придумала, что повезу робота как продукт для демонстрации (фактически он им и являлся). При таких условиях даётся отсрочка на 12 месяцев. Через год, если я оставляю робота в стране, то плачу налог. А за это время деньги на уплату налогов уже заработаны. Профит.

Сейчас мой бизнес по-прежнему находится в стадии становления. Мы существуем уже год, и цифры говорят о том, бизнес будет расти. Для меня это маленький успех.

Мы зарабатываем исключительно тем, что сдаём робота в аренду на мероприятия. Это несложно. Зарабатываем около полумиллиона рублей в месяц. Чаще всего наши заказчики берут робота, чтобы показать, какая у них инновационная компания. Им даже достаточно, чтобы он просто здоровался с клиентами на выставках и конференциях, но это слишком просто для нас. Поэтому мы помогаем нашим клиентам — сами вписываем функционал робота в сценарий мероприятия. Мы предлагаем клиентам уникальный продукт — всегда тренируем робота под конкретный проект.

Я стремлюсь к тому, чтобы Umbo использовали как полноценного сотрудника, а не как развлекательную машину. На фоне волны промышленности 4.0 вся эта тематика больше модна, чем фактически реализуема. А все компании хотят идти в ногу со временем, поэтому и пользуются нашими услугами. Мы — мост между мечтами клиентов и реальность, как бы громко это ни звучало.

Поцелуи с роботом

Самое главное отличие бразильских клиентов — техническое. Они готовы платить за всё, но только в рассрочку. Второе отличие — эмоциональное. Бразильцы менее критично настроены и уже рады, когда робот просто сказал «здравствуйте». В то время как в России уже давно бы нашли недочёты и посчитали, что робот что-то недосказал. Планка качества и ожиданий в Бразилии чуть ниже, поэтому работать проще.

Поскольку бразильцы более эмоциональные и более тактильные, робота часто целуют в его пластиковые части, хотят обнять и даже повиснуть на нём. Пришлось научить робота говорить: «Пожалуйста, не опирайтесь, я такой деликатный». Это работает.

Ещё одна реакция — ступор. Люди теряются перед роботом, не знают, что ему сказать, о чём спросить. Тогда робот сам начинает разговор. Его улыбка влияет на ощущения от коммуникации. Promobot тем и «берёт», что провоцирует эмпатию у людей — никто не уходит от него полностью равнодушным. Umbo не Umbo без чувства юмора и лёгкого сарказма.

Необычных просьб у клиентов нет. Есть обычная, бразильская — чтобы делал кофе. А необычных — нет.

Знакомство с президентом

Однажды нас позвали на закрытое мероприятие крупной компании, которая занимается оборудованием для горнодобывающей отрасли. Нам прислали десятиминутное видео про какую-то суперкопалку, чтобы мы показывали это на экране робота. Очевидно, что 10 минут никто бы не выдержал. И мы решили научить робота травить байки горняков. Он здорово вставлял их в контекст рассказа про оборудование. Нам этом мероприятии был и президент компании — недосягаемый человек. Отдел маркетинга хотел, чтобы он увидел робота вживую. Тогда мы научили Umbo спрашивать людей: «Вы не видели сегодня президента?» Люди отвечали: «Нет, а что?» И робот говорил «Да так, хотел с ним кое-что перетереть». И это дошло до президента. Он пришёл к Umbo, поговорил, восхитился им. После этого компания снова пригласила нас на своё мероприятие. Так робот в первый раз сам себя презентовал и продал.

Бразильцы любят добавлять больше человеческих черт роботу. Надевают бейджики, наушники, дают в руки сумки и сувениры

Главное в таком бизнесе — всё спланировать. Во-первых, люди ещё не привыкли к роботам так, как к автомобилям — и это нормально. Поэтому клиентам нужно помочь. Если вы уверены в своём продукте (как мы), то и люди вам поверят.

Во-вторых, нужно самому хоть немного разбираться в коммуникативной части робота. Или иметь кого-то в команде. Под конкретный заказ робот готовится отдельно. Это несложная, но кропотливая работа. А если предлагать клиентам обычную машину, то теряется весь шарм.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы получать больше полезного контента о бизнесе и технологиях: ВК, Facebook, Instagram и YouTube.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp

Подпишитесь на нашу рассылку,

чтобы не пропустить новость о восстании машин


Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
Закрыть меню

Заказать звонок

Наш менеджер ответит на все вопросы



Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.

Вакансия

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
  • Высшее образование по технической специальности
  • Навыки программирования или схемотехники
  • Готовность общаться с людьми и решать технические вопросы
  • Опыт работы в техподдержке и знание английского
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Оставить заявку

Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все вопросы.






Прикрепите резюме

Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
prmbt-together-1

Задать вопрос

Наш специалист свяжется с вами и ответит на все вопросы.






Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
prmbt-together-1