Как познакомить робота с президентом корпорации, какие особенности бизнеса в Южной Америке и как спасти робота от поцелуев эмоциональных бразильцев — рассказывает Елена Сеник, партнёр Promobot.
Я уехала в Бразилию в 2008 году, чтобы получить финансовое образование. Оставаться не планировала, но вышла замуж и стала работать. Заработав денег, решилась начать своё дело.
Случайно наткнулась на журнал Forbes и нашла там Promobot — среди лучших стартапов России. Заинтересовалась, потому что искусственный интеллект волновал меня ещё со времён обучения в университете. Но, когда я была студенткой, заработать на этом было невозможно.
Я захотела купить робота, привезти его в Бразилию и что-то с ним делать. Даже не знала что именно. Для меня это казалось благородной задачей, ведь я продвигаю уникальный российский продукт.
Проблемы и решения
Компания Umbo родилась в 2018 году как представительство Promobot в Бразилии. Мне хотелось реализовывать крупные проекты, делать интеграции, формулировать кейсы для клиентов и придумывать контент. Наша главная заслуга — это своя лингвобаза. Проще говоря, мы научили наших роботов говорить на португальском.
У Елены два робота: Дубо (слева) и Умбо (справа)
Первая проблема, с которой я столкнулась, — большие бразильские налоги. Но я придумала, что повезу робота как продукт для демонстрации (фактически он им и являлся). При таких условиях даётся отсрочка на 12 месяцев. Через год, если я оставляю робота в стране, то плачу налог. А за это время деньги на уплату налогов уже заработаны. Профит.
Сейчас мой бизнес по-прежнему находится в стадии становления. Мы существуем уже год, и цифры говорят о том, бизнес будет расти. Для меня это маленький успех.
Мы зарабатываем исключительно тем, что сдаём робота в аренду на мероприятия. Это несложно. Зарабатываем около полумиллиона рублей в месяц. Чаще всего наши заказчики берут робота, чтобы показать, какая у них инновационная компания. Им даже достаточно, чтобы он просто здоровался с клиентами на выставках и конференциях, но это слишком просто для нас. Поэтому мы помогаем нашим клиентам — сами вписываем функционал робота в сценарий мероприятия. Мы предлагаем клиентам уникальный продукт — всегда тренируем робота под конкретный проект.
Я стремлюсь к тому, чтобы Umbo использовали как полноценного сотрудника, а не как развлекательную машину. На фоне волны промышленности 4.0 вся эта тематика больше модна, чем фактически реализуема. А все компании хотят идти в ногу со временем, поэтому и пользуются нашими услугами. Мы — мост между мечтами клиентов и реальность, как бы громко это ни звучало.
Поцелуи с роботом
Самое главное отличие бразильских клиентов — техническое. Они готовы платить за всё, но только в рассрочку. Второе отличие — эмоциональное. Бразильцы менее критично настроены и уже рады, когда робот просто сказал «здравствуйте». В то время как в России уже давно бы нашли недочёты и посчитали, что робот что-то недосказал. Планка качества и ожиданий в Бразилии чуть ниже, поэтому работать проще.
Поскольку бразильцы более эмоциональные и более тактильные, робота часто целуют в его пластиковые части, хотят обнять и даже повиснуть на нём. Пришлось научить робота говорить: «Пожалуйста, не опирайтесь, я такой деликатный». Это работает.
Ещё одна реакция — ступор. Люди теряются перед роботом, не знают, что ему сказать, о чём спросить. Тогда робот сам начинает разговор. Его улыбка влияет на ощущения от коммуникации. Promobot тем и «берёт», что провоцирует эмпатию у людей — никто не уходит от него полностью равнодушным. Umbo не Umbo без чувства юмора и лёгкого сарказма.
Необычных просьб у клиентов нет. Есть обычная, бразильская — чтобы делал кофе. А необычных — нет.
Знакомство с президентом
Однажды нас позвали на закрытое мероприятие крупной компании, которая занимается оборудованием для горнодобывающей отрасли. Нам прислали десятиминутное видео про какую-то суперкопалку, чтобы мы показывали это на экране робота. Очевидно, что 10 минут никто бы не выдержал. И мы решили научить робота травить байки горняков. Он здорово вставлял их в контекст рассказа про оборудование. Нам этом мероприятии был и президент компании — недосягаемый человек. Отдел маркетинга хотел, чтобы он увидел робота вживую. Тогда мы научили Umbo спрашивать людей: «Вы не видели сегодня президента?» Люди отвечали: «Нет, а что?» И робот говорил «Да так, хотел с ним кое-что перетереть». И это дошло до президента. Он пришёл к Umbo, поговорил, восхитился им. После этого компания снова пригласила нас на своё мероприятие. Так робот в первый раз сам себя презентовал и продал.
Бразильцы любят добавлять больше человеческих черт роботу. Надевают бейджики, наушники, дают в руки сумки и сувениры
Главное в таком бизнесе — всё спланировать. Во-первых, люди ещё не привыкли к роботам так, как к автомобилям — и это нормально. Поэтому клиентам нужно помочь. Если вы уверены в своём продукте (как мы), то и люди вам поверят.
Во-вторых, нужно самому хоть немного разбираться в коммуникативной части робота. Или иметь кого-то в команде. Под конкретный заказ робот готовится отдельно. Это несложная, но кропотливая работа. А если предлагать клиентам обычную машину, то теряется весь шарм.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы получать больше полезного контента о бизнесе и технологиях: ВК, Facebook, Instagram и YouTube.