Колонка Олега Кивокурцева.

Выставка CES — крупнейшая выставка потребительской электроники в мире. Проводится с 1967 года в Нью-Йорке, Чикаго или Лас-Вегасе, а с 1995 года — только в Лас-Вегасе. На CES приезжают как небольшие стартапы, так и гиганты — именно на этой выставке мир впервые увидел CD-диск, видеокамеру и XBOX. А в 2020 году — невидимую клавиатуру и складной ноутбук.

Один из трендов выставки 2020 года — сервисные роботы для indoor-применения. Мы посещаем выставку уже третий раз, и если раньше на сотнях стендов было всего две модели сервисных роботов, то в этом году — шесть. Я прошёл по всем стендам, поговорил со всеми, с кем можно, сделал снимки и выводы — и делюсь наблюдениями в этом обзоре.

6 сервисных роботов с CES

1. Amy Robotics

Год основания компании: 2004
Страна: Китай 🇨🇳
Основной профиль: роботы-пылесосы
Сервисный робот: Amy
Продажи: 2000 шт.
Страны: 20
Цена: $7000

По задумке создателей, робот должен консультировать и отвечать на вопросы в разных местах повышенного скопления людей. В компании также решили, что будут использовать его в качестве официанта — и сделали статичные руки, на которых расположен поднос.

По словам CEO, они продали уже более 2000 роботов, но преимущественно в Китае. На экспорт компании выйти сложно — говорят, большие проблемы с техобслуживание. Это правда: на CES вместо трёх роботов привезли всего двух, у одного из которых было выключено лицо на протяжении всей выставки.

Мне, как и многим другим посетителям, не удалось поговорить с Amy — робот просто отказывался распознавать моё лицо и речь. Не слышал и не видел.

2. Canbot

Год основания компании: 2007
Страна: Китай 🇨🇳
Основной профиль: сервисные роботы
Сервисный робот: Canbot
Продажи: 10 000 шт.
Страны: 15
Цена: $30 000

Помимо стандартной работы в местах повышенного скопления, робот может применяться и как домашний помощник. Большой плюс Canbot — его модульная конструкция: можно отсоединять руки, голову и корпус друг от друга. Это удобно для транспортировки.

Я задал несколько вопросов техническому директору и решил поговорить с роботом, но CTO сразу предупредил, что робот говорить не будет, поскольку здесь нет интернета и шумно. Предложил посмотреть как робот танцует. Ну, танец под песню Рианны я, конечно, посмотрел, но роботу — минус за распознавание.

По словам того же CTO, компания привлекла $500 млн. от правительства Китая и продала 10 000 своих роботов. Разработчики уверяли меня, что поставляют в 15 стран мира по довольной высокой цене для рынка сервисных роботов — $30 000. А на вопрос об обслуживании сказали, что будут «очень рады отремонтировать робота, если его вышлют обратно в Шеньчжень». [Место для шутки про коронавирус].

Я сразу начал сомневаться, поскольку никогда не видел этого робота в деле (в отличие от той же Amy), и полез в интернет. В итоге:

  • Нет ни одной новости о сделках и инвестициях
  • На китайских агрегаторах тоже. Не только в гугле
  • На официальном (кажется) ютуб-канале — 16 подписчиков
  • По хештегу #Canbot в инстаграме — игрушка, а не сервисный робот

3. Chuangze intelligent Robot

Год основания компании: 2010
Страна: Китай 🇨🇳
Основной профиль: сервисные роботы
Сервисный робот: Intelligent Commercial Service Robot
Продажи: 2 000 шт.
Страны: 1
Цена: $27 000

Стенд компании на CES был самым большим среди тех, кто занимается сервисной робототехникой: 10 сотрудников представляли аж 4-х роботов. Самое забавное, что только один из них (сотрудников) говорил по-английски.

За три минуты я с горем пополам узнал, что компания, как и предыдущие, привлекла несколько сотен миллионов долларов от правительства Китая. Помимо сервисных, они производят роботов для дома и роботов для безопасности.

С роботом по имени Intelligent Commercial Service Robot (представьте, что каждый раз произносите его имя во время сеанса общения) мне также не удалось пообщаться. Причину мне объяснить не смогли. У меня два варианта: или у команды было похмелье после первого дня в Вегасе, или джетлаг:

Экспортных контрактов у компании пока нет. Экспорт требует как минимум знание языка и резистентность к джетлагу.

4. Hancom Robot

Год основания компании: 2014
Страна: Корея 🇰🇷
Основной профиль: узкоспециализированное ПО
Сервисный робот: Hancom
Продажи: 0 шт.
Страны: 1
Цена: N/A

На общем стенде корейских компаний (Южных, не Северных, несмотря на ОБЩИЙ стенд) был и производитель сервисных роботов. Hancom Inc. представили свой новый продукт — робота-помощника Hancom.

По словам CEO, компания профинансировала разработку робота исключительно из своих средств и пока ещё ничего не продала. На CES они только планировали оформить первые контракты.

Как и китайские разработчики, корейцы не обеспечили стабильный интернет — поэтому протестировать общение я снова не смог. В открытых источниках демонстрации возможностей робота я не нашёл. Но, возможно, скоро мы всё увидим, ведь продажи только-только начались.

5. LG

LG CLOi GuideBot впервые показали на CES-2017, но робота до сих пор нет на рынке. Информации немного — скорее всего, корейский гигант всё ещё продолжает разработки.

На мою просьбу о том, можно ли протестить робота, угадайте, что мне ответили? Правильно, «нет интернета». Робота показывали на специальной презентации на прошлогоднем CES, но в полевых условиях (хотя бы во время самой выставки) его пока не видели.

6. Promobot

Год основания компании: 2015
Страна: Россия 🇷🇺
Основной профиль: сервисная робототехника
Сервисный робот: Promobot V.4 и Robo-C
Продажи: 500 шт.
Страны: 37
Цена: $25 000 (в США)

Мы привезли на CES двух роботов: Promobot V.4 и человекоподобного Robo-C.

Для качественного распознавания речи любому роботу нужен доступ в интернет. Алиса, например, тоже говорит, что она «без интернета как без рук». Организаторы CES выставили коммерческое предложение: выделенная линия за 70% от стоимости всего стенда. Это дорого. Мы сделали по-другому:

  • Создали точки доступа с телефона ($140 за две симки)
  • Купили 4G-модем ($80)
  • Попросили пароль от выделенного соединения у соседей по выставке (бесценно)

Мы объяснили, что не потратим много трафика: нам нужны только тексты из лингвобазы — они не загрузят линию. Так и вышло. В итоге у нас было сразу три канала — и наши роботы единственные распознавали речь гостей выставки.

Вместо вывода

Китайские производители роботов выбирают стратегию Quick Dollar: произвести в кратчайший срок как можно больше дешёвой продукции — с акцентом на визуал, но не на стабильность работы. Эта тактика не подразумевает создание инфраструктуры и сервиса вокруг продукта. Фокус на скорости мешает работать над качеством — таков путь.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp

Подпишитесь на нашу рассылку,

чтобы не пропустить новость о восстании машин


Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
Закрыть меню

Заказать звонок

Наш менеджер ответит на все вопросы



Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.

Вакансия

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
  • Высшее образование по технической специальности
  • Навыки программирования или схемотехники
  • Готовность общаться с людьми и решать технические вопросы
  • Опыт работы в техподдержке и знание английского
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Оставить заявку

Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все вопросы.






Прикрепите резюме

Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
prmbt-together-1

Задать вопрос

Наш специалист свяжется с вами и ответит на все вопросы.






Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.
prmbt-together-1