Колонка Олега Кивокурцева.

Выставка CES — крупнейшая выставка потребительской электроники в мире. Проводится с 1967 года в Нью-Йорке, Чикаго или Лас-Вегасе, а с 1995 года — только в Лас-Вегасе. На CES приезжают как небольшие стартапы, так и гиганты — именно на этой выставке мир впервые увидел CD-диск, видеокамеру и XBOX. А в 2020 году — невидимую клавиатуру и складной ноутбук.

Один из трендов выставки 2020 года — сервисные роботы для indoor-применения. Мы посещаем выставку уже третий раз, и если раньше на сотнях стендов было всего две модели сервисных роботов, то в этом году — шесть. Я прошёл по всем стендам, поговорил со всеми, с кем можно, сделал снимки и выводы — и делюсь наблюдениями в этом обзоре.

6 сервисных роботов с CES

1. Amy Robotics

Год основания компании: 2004
Страна: Китай
Основной профиль: роботы-пылесосы
Сервисный робот: Amy
Продажи: 2000 шт.
Страны: 20
Цена: $7000

По задумке создателей, робот должен консультировать и отвечать на вопросы в разных местах повышенного скопления людей. В компании также решили, что будут использовать его в качестве официанта — и сделали статичные руки, на которых расположен поднос.

По словам CEO, они продали уже более 2000 роботов, но преимущественно в Китае. На экспорт компании выйти сложно — говорят, большие проблемы с техобслуживание. Это правда: на CES вместо трёх роботов привезли всего двух, у одного из которых было выключено лицо на протяжении всей выставки.

Мне, как и многим другим посетителям, не удалось поговорить с Amy — робот просто отказывался распознавать моё лицо и речь. Не слышал и не видел.

2. Canbot

Год основания компании: 2007
Страна: Китай
Основной профиль: сервисные роботы
Сервисный робот: Canbot
Продажи: 10 000 шт.
Страны: 15
Цена: $30 000

Помимо стандартной работы в местах повышенного скопления, робот может применяться и как домашний помощник. Большой плюс Canbot — его модульная конструкция: можно отсоединять руки, голову и корпус друг от друга. Это удобно для транспортировки.

Я задал несколько вопросов техническому директору и решил поговорить с роботом, но CTO сразу предупредил, что робот говорить не будет, поскольку здесь нет интернета и шумно. Предложил посмотреть как робот танцует. Ну, танец под песню Рианны я, конечно, посмотрел, но роботу — минус за распознавание.

По словам того же CTO, компания привлекла $500 млн. от правительства Китая и продала 10 000 своих роботов. Разработчики уверяли меня, что поставляют в 15 стран мира по довольной высокой цене для рынка сервисных роботов — $30 000. А на вопрос об обслуживании сказали, что будут «очень рады отремонтировать робота, если его вышлют обратно в Шеньчжень». [Место для шутки про коронавирус].

Я сразу начал сомневаться, поскольку никогда не видел этого робота в деле (в отличие от той же Amy), и полез в интернет. В итоге:

  • Нет ни одной новости о сделках и инвестициях
  • На китайских агрегаторах тоже. Не только в гугле
  • На официальном (кажется) ютуб-канале — 16 подписчиков
  • По хештегу #Canbot в инстаграме — игрушка, а не сервисный робот

3. Chuangze intelligent Robot

Год основания компании: 2010
Страна: Китай
Основной профиль: сервисные роботы
Сервисный робот: Intelligent Commercial Service Robot
Продажи: 2 000 шт.
Страны: 1
Цена: $27 000

Стенд компании на CES был самым большим среди тех, кто занимается сервисной робототехникой: 10 сотрудников представляли аж 4-х роботов. Самое забавное, что только один из них (сотрудников) говорил по-английски.

За три минуты я с горем пополам узнал, что компания, как и предыдущие, привлекла несколько сотен миллионов долларов от правительства Китая. Помимо сервисных, они производят роботов для дома и роботов для безопасности.

С роботом по имени Intelligent Commercial Service Robot (представьте, что каждый раз произносите его имя во время сеанса общения) мне также не удалось пообщаться. Причину мне объяснить не смогли. У меня два варианта: или у команды было похмелье после первого дня в Вегасе, или джетлаг:

Экспортных контрактов у компании пока нет. Экспорт требует как минимум знание языка и резистентность к джетлагу.

 

4. Hancom Robot

Год основания компании: 2014
Страна: Корея
Основной профиль: узкоспециализированное ПО
Сервисный робот: Hancom
Продажи: 0 шт.
Страны: 1
Цена: N/A

На общем стенде корейских компаний (Южных, не Северных, несмотря на ОБЩИЙ стенд) был и производитель сервисных роботов. Hancom Inc. представили свой новый продукт — робота-помощника Hancom.

По словам CEO, компания профинансировала разработку робота исключительно из своих средств и пока ещё ничего не продала. На CES они только планировали оформить первые контракты.

Как и китайские разработчики, корейцы не обеспечили стабильный интернет — поэтому протестировать общение я снова не смог. В открытых источниках демонстрации возможностей робота я не нашёл. Но, возможно, скоро мы всё увидим, ведь продажи только-только начались.

 

5. LG

LG CLOi GuideBot впервые показали на CES-2017, но робота до сих пор нет на рынке. Информации немного — скорее всего, корейский гигант всё ещё продолжает разработки.

На мою просьбу о том, можно ли протестить робота, угадайте, что мне ответили? Правильно, «нет интернета». Робота показывали на специальной презентации на прошлогоднем CES, но в полевых условиях (хотя бы во время самой выставки) его пока не видели.

 

6. Promobot

 

Год основания компании: 2015
Страна: Россия
Основной профиль: сервисная робототехника
Сервисный робот: Promobot V.4 и Robo-C
Продажи: 500 шт.
Страны: 37
Цена: $25 000 (в США)

Мы привезли на CES двух роботов: Promobot V.4 и человекоподобного Robo-C.

Для качественного распознавания речи любому роботу нужен доступ в интернет. Алиса, например, тоже говорит, что она «без интернета как без рук». Организаторы CES выставили коммерческое предложение: выделенная линия за 70% от стоимости всего стенда. Это дорого. Мы сделали по-другому:

  • Создали точки доступа с телефона ($140 за две симки)
  • Купили 4G-модем ($80)
  • Попросили пароль от выделенного соединения у соседей по выставке (бесценно)

Мы объяснили, что не потратим много трафика: нам нужны только тексты из лингвобазы — они не загрузят линию. Так и вышло. В итоге у нас было сразу три канала — и наши роботы единственные распознавали речь гостей выставки.

Вместо вывода

Китайские производители роботов выбирают стратегию Quick Dollar: произвести в кратчайший срок как можно больше дешёвой продукции — с акцентом на визуал, но не на стабильность работы. Эта тактика не подразумевает создание инфраструктуры и сервиса вокруг продукта. Фокус на скорости мешает работать над качеством — таков путь.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp

Подпишитесь на нашу рассылку,

чтобы не пропустить новость о восстании машин


    Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.