Роботы могут не только принимать гостей в отелях и бизнес-центрах, вести экскурсии в музеях и заполнять документы в МФЦ. Дроиды помогают образованию — теперь не только как лабораторный стенд для робототехников, но и как преподаватель, принимающий экзамены у студентов. О человекоподобном роботе в Пермском государственном медицинском университете рассказал проректор по ИТ и инновационному развитию вуза Андрей Байдаров.

Мы внедряем технологии симуляционного обучения — буквально воссоздаём ситуации взаимодействия врача и пациента. Главная задача здесь — максимально приблизить ситуацию к реальной. Например, если нужно провести реанимационные мероприятия, есть специальный тренажёр. Один из главных вызовов в этой работе — симулировать реальный приём у врача. Здесь нам теперь и помогает робот-компаньон.

Робота-компаньона мы назвали Юрием Алексеевичем, сокращённо ЮРА в честь первого советского космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. ЮРА получил внешность основателя компании Promobot Алексея Южакова. Символично, что ЮРА можно расшифровать и по-другому: Южаков-РОБОТ-Алексей.

Главная роль

В России с недавнего времени каждому выпускнику медицинского вуза после получения диплома необходимо пройти аккредитацию. Она необходима, чтобы подтвердить уровень квалификации будущего врача перед независимой комиссией.

Философия аккредитации очень правильная — чтобы врачи были высококвалифицированные, чтобы качество медицинского образования было на высшем уровне. Но возник вопрос с независимостью оценки.

До появления Юры самой независимой оценкой был тест. Но такой формат оценки компетенций далёк от реальных условий.

Был механизм, при котором для проверки студентов готовили актёров. Им нужно было сыграть определённую «болячку». Но актёры тоже люди — они могут что-то не сыграть, что-то забыть, что-то сделать не так.

В идеале мы должны поместить наших выпускников в реальную больницу. Но только у нас в вузе ежегодно выпускается порядка 500 человек. Никакая больница не справится с таким. Для этого и создаются симуляционные центры.

Мы пришли к выводу, что человекоподобный робот — это оптимальное решение. Робот лишён недостатков, которые есть у людей — он ничего не забывает и чётко воспроизводит все заложенные в него сценарии. Например, загрузили мы в него 10 сценариев. И он все эти 10 сценариев безошибочно воспроизвёл.

Теперь роль пациентов на аккредитации будущих врачей играет Юра. Он максимально похож на человека, играет заложенную в него роль, воссоздавая симптомы и жалобы. Робот ведёт диалог с «врачом» по заданному сценарию и оценивает правильность его вопросов, ответов, рекомендаций и поведения. В конце сеанса робот подводит итоги приёма. И эта оценка максимально объективна.

Как это работает?

Дроид анализирует последовательность вопросов будущего врача согласно клиническим рекомендациям и оценивает, насколько точно поставлен диагноз и назначено лечение. Также робот сохраняет каждое действие и вопрос пользователя — студенты всегда могут провести работу над ошибками исправить их в будущем. Полученные результаты и история приёма отправляются преподавателю, который изучает действия студента и принимает решение о выставлении оценки.

Тренажёр, доступный всегда

Изначально речь шла только об аккредитации студентов. Но для робота это недостаточная нагрузка — большую часть времени ему пришлось бы стоять без дела. Мы решили, что раз он принимает экзамен, значит можно использовать его и на занятиях.

Потренироваться с Юрой можно и во внеучебное время. Это значительно разгружает преподавателя — чтобы принять практическое занятие у каждого студента ему нужно договариваться, искать время, подстраиваться. Роботу же студент автономно сдаёт практику, все его ответы записываются, а преподавателю приходят ответы на почту. И он может на своём смартфоне посмотреть, что приходил Иванов (а робот распознаёт лицо и идентифицирует соответствующего студента), отвечал вот так, такие ошибки допустил.

Мы планируем, что Юра поможет нам и с проведением так называемых входных тестирований. Например, преподаватель должен провести зачёт. Но для этого каждый из студентов должен сначала доказать, что он к нему готов. Перед зачётом их как раз может проверять робот.

Если ты роботу не сдал, то что тебе делать у преподавателя?

Тест на стрессоустойчивость

Робот Юра помогает тренировать решение именно клинических задач. Это не просто вопросы и ответы, это комплекс ситуаций.

Немаловажный момент — это визуальная идентификация. «Вылечить» таблицу на стене или ячейки на экране компьютера психологически легче. А в реальности врачам придётся работать с людьми.

На руку нам играет даже технологическое несовершенство робота на данном этапе. Робот может что-то не расслышать и просит повторить. Пациенты в жизни часто бывают такими же — кто-то плохо слышит и постоянно что-то переспрашивает у врача.

Мы даже рассматриваем в будущем возможность тестирования в ситуации «неадекватный пациент». В России пациенты больниц и поликлиник чаще жалуются не на качество медицинских услуг, а на то, как общаются врачи. На приём к врачу люди обычно не приходят просто побеседовать. Люди находятся в стрессовой ситуации. Задача врача в таком случае: и пациента в правильное русло направить, и самому не сорваться. А это тренируется только в реальной ситуации — в книжках это можно прочитать, но эффекта от этого не будет никакого.

«Робота в каждый вуз!»

У нас в ПГМУ каждый выпускник должен пройти аккредитацию — это порядка 500 человек. В Перми ещё порядка 800 выпускников ежегодно выходит из медицинских колледжей и техникумов — их тоже нужно аккредитовать. То есть 1300 человек каждый год должны получать объективную оценку своих компетенций — и это только в Перми.

Мы понимаем, что с такой нагрузкой один Юра не справится, поэтому уже думаем о том, чтобы «взять на работу» ещё роботов-компаньонов.

Так как аккредитацию в скором времени нужно будет проходить не только студентам, но и практикующим врачам, потенциально уже в 2021-2022 гг. тысячи врачей региона смогут сделать это на таких тренажёрах, как Юра.

Мы хотим не только решить личную задачу, но и в дальнейшем масштабировать это решение, чтобы медицинское сообщество увидело, что есть реальные возможности повысить качество подготовки специалистов. Это действительно эффективное решение и мы верим, что в скором будущем такие роботы будут помогать преподавателям в каждом медицинском вузе нашей страны.

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp

Подпишитесь на нашу рассылку,

чтобы не пропустить новость о восстании машин


Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.