Этот сотрудник не болеет, не устаёт и не меняет настроения. Знает ответы на все вопросы и готов рассказать о любом факте из истории России с энциклопедической точностью. О том, как за три года изменился промобот рассказал заместитель заведующего отделом научно-просветительской работы Государственного центрального музея современной истории России Александр Фролов

В нашем музее Клиоша работает экскурсоводом с 2017 года. Мы назвали его в честь музы истории в древнегреческой мифологии. В какой-то мере для нас он — тоже муза. 

Мы покупали робота, чтобы привлекать ещё больше посетителей в музей. Клиоша сам во многом является экспонатом, демонстрирующим развитие России в экономической сфере в новом столетии. Его присутствие помогает разнообразить экскурсионные программы и заставляет посетителей улыбнуться. 

Как и у любого сотрудника музея, за ним закреплён маршрут — история России на рубеже  XX и XXI веков. В день наш промобот проводит десятки экскурсий. Причём для взрослых и детей они разные — под каждую группу робот подстраивается и выбирает подходящее сопровождение. Клиоша общается с посетителями и выполняет все обязанности экскурсовода под нашим чутким контролем. А речь идёт о тысяче людей в выходные и праздники, и сотни — ежедневно. 

За три года робот значительно вырос в техническом и «интеллектуальном» отношении. 

Сейчас наш робот, например, предупреждает посетителей освободить ему дорогу, когда он передвигается от точки к точке по экспозиции. Первое время это простое действие представляло трудности — посетители окружали робота на пути движения и это сбивало его с толку. Сейчас подобных проблем почти нет — робот свободнее общается с посетителями.  

Мы постоянно «повышаем его квалификацию». Например, перед Новым годом добавили в робота праздничное обращение и задачу задавать посетителям весёлый новогодний опрос. Робот с этой задачей справился: он задавал вопросы, проверял правильность ответов, дарил небольшие подарки за верные ответы. 

А вот отношение людей за три года совсем не изменилось. Все, кто впервые приходит в наш музей и впервые встречает робота, реагируют с восторгом. Всех впечатляет, что с ними общается такой необычный музейный работник и ведёт для них экскурсию. Ну и мы видим, что самые яркие впечатления после посещения нашего музея остаются от взаимодействия именно с промоботом.

Коллеги относятся профессионально к Клиоше — для них он такой же сотрудник, как и они сами. Многие принимали участие в его улучшениях — так сказать, помогали ему освоиться. Естественно, когда видишь робота — привыкаешь к нему и уже перестаёшь испытывать восторг. С другой стороны, все сотрудники настолько привыкли к коллеге, что уже не представляют его «увольнения».

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и президент Российского книжного союза Сергей Степашин на экскурсии у Клиоши

Клиоша в Музее современной истории России — не единственный музейный работник-промобот в России. В историческом парке «Россия — моя история» в Перми также работает робот. Его зовут Нэрс и он тоже умеет проводить экскурсии и викторины

Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp

Подпишитесь на нашу рассылку,

чтобы не пропустить новость о восстании машин


    Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.