Исследования
Исследования Promobot
Компания Promobot ведёт исследования в области человеко-машинного взаимодействия — Human-Robot Interaction. Это помогает нам развивать бизнес: мы интегрируем научные знания в производство и разработку. В результате мы предлагаем рынку продукты, качество и необходимость которых подтверждены реальными исследованиями.
Социальные установки относительно роботов
Ход эксперимента
Участники исследования меняли паспорт четырьмя способами. Первые два — это «чистые» сценарии коммуникации, где человек получал паспорт у человека и у робота Promobot V4. Два других способа были связаны с гибридными системами: человек, который взаимодействует в рамках диалоговой системы робота («роботизированный человек»), и робот Promobot V4, которым дистанционно управляет человек («очеловеченный робот»). Клиенты не знали, в каком случае дроидом управляли, а где живому сотруднику «подсказывала» машина.
Научная работа включала в себя два этапа: лабораторный эксперимент и полевое исследование. Добровольцы лабораторного эксперимента не заметили разницы между чистыми и гибридными системами, то есть между человеком и роботизированным человеком, а также между роботом и очеловеченным роботом. Хотя они знали, что участвуют в эксперименте.
Результаты
«Для нас это исследование — возможность понять, в правильном ли направлении мы двигаемся при разработке новых решений в сфере сервисной робототехники. И результаты показывают, что наш робот-двойник человека — продукт, который будет востребован. Раньше это была наша гипотеза, сейчас мы получили и научные подтверждения»
Алексей Южаков
председатель совета директоров Promobot
«Ещё одно интересное наблюдение, которое не вошло в итоговый отчёт: сами сотрудники МФЦ заявили, что им сложно имитировать стиль и поведение робота. Хотя опрошенные позитивнее оценили общение именно такого формата. Поэтому использование роботов может обеспечить клиентам более комфортное оказание услуг»
Ольга Ганина
социолог
Краткие выводы:
- Полевое исследование показало, что трое из четырёх участников готовы получать услуги у роботов типа Promobot V4.
- На оценку клиентов и их удовлетворенность взаимодействием с роботом влияют базовые социальные установки, возраст и опыт взаимодействия с дроидами. После приобретения такого опыта в среднем на 30% растет готовность взаимодействовать с роботом в будущем.
- Коммуникацию с Promobot V4 выше оценивали участники в возрасте до 30 лет, а также те, кто активнее пользуются технологиями в быту и больше проявляют интерес к теме роботов в целом. Однако самые технически продвинутые и погруженные в тему роботов клиенты дают более низкие оценки коммуникации. Эксперты предполагают, что у них больше ожиданий и требований в отношении роботов.
«Среди преимуществ использования робота участники эксперимента отмечали психологический комфорт: никто их не оценивает, не торопит, не вынуждает вступать в эмоциональный контакт с незнакомым человеком, предоставляющим услуги. Promobot V.4 – это своего рода процедура самообслуживания, в этом его преимущество перед живым человеком»
Елена Серёдкина
руководитель проекта, кандидат философских наук