Робототехника — широкое понятие, в котором есть разные направления. В них можно запутаться. В этой статье разберём, какие из умных устройств можно назвать роботами, на какие виды они делятся и чем отличаются друг от друга.

Что вообще такое робот

В мире много разных умных устройств, но роботами являются далеко не все из них. Международный стандарт ISO 8373:2012 определяет робота как «приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющий некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий предназначенные ему задачи».

То есть роботом можно назвать любое устройство или механизм, который выполняет предназначенные ему действия и одновременно отвечает трём условиям:

  1. SENSE: воспринимает окружающий мир с помощью сенсоров. Такими сенсорами могут быть микрофоны, камеры (всех областей электромагнитного спектра), различные электромеханические сенсоры, датчики и прочее.
  2. THINK: понимает окружающий мир и строит модель поведения, чтобы выполнять предназначенные ему задачи.
  3. ACT: воздействует на физический мир.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то такое устройство нельзя назвать роботом.

Беспилотный автомобиль — робот

Sense: оснащён камерами и лидаром

Think: строит модели, понимает окружающий мир и принимает решения

Act: перевозит пассажиров или груз

Кофейный автомат — не робот

Sense: панель с кнопками или сенсорный дисплей

Think:

Act: выдаёт кофе

Каких видов бывают роботы

Существует принятое деление робототехники на типы в зависимости от общей прикладной области. Для этого используется классификация, предложенная в упомянутом выше стандарте ISO 8373:2012:

Промышленные роботы. Призваны выполнять задачи по автоматизации производства. Обычно это всевозможные манипуляторы.

Сервисные роботы. Призваны заменить или дополнить человека в решении типовых и рутинных задач в сфере обслуживания.

Грубо говоря, промышленные роботы находятся в производственном цеху, а сервисные роботы — за его пределами.

Типы сервисных роботов

В соответствии с классификацией Международной федерацией робототехники (International Federation of Robotics — IFR) сервисная робототехника делится на два типа:

1. Персональные. Используются в нашей повседневной жизни:

  • Роботы-пылесосы
  • Кухонные роботы
  • Роботы-сиделки
  • Роботы-питомцы
  • Секс-роботы

2. Профессиональные. Используются для извлечения выгоды при оказании различных услуг:

  • Роботы-консультанты
  • Роботы-гиды
  • Роботы-администраторы
  • Роботы-курьеры
  • Роботы-диагносты

Если для разных персональных задач требуются разные модели роботов, то под несколько профессиональных задач можно запрограммировать одну и ту же модель. 

Например, Promobot V.4 работает администратором отеля в Доброграде, полицейским в Дубае, экскурсоводом в Москве и ещё во многих местах под разными должностями. 

На робота можно устанавливать разные дополнительные устройства: принтер, сканер для документов, банковский терминал и другие. Это помогает ему работать в разных сферах. 

Резюмируем

  • Устройство может называться роботом, если оно умеет воспринимать и понимать окружающий мир, а также на него воздействовать.
  • Роботы могут быть промышленными и сервисными.
  • Промышленные роботы помогают автоматизировать производство, а сервисные помогают людям в трудных и рутинных задачах
  • Сервисные роботы могут быть персональными и профессиональными.
  • Персональные роботы используются в бытовых задачах, и под каждую нужна отдельная модель
  • Профессиональные роботы используются для бизнес-задач, и одну модель можно запрограммировать под разную функциональность.
Share on facebook
Share on twitter
Share on telegram
Share on whatsapp

Подпишитесь на нашу рассылку,

чтобы не пропустить новость о восстании машин


    Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных согласно политике конфиденциальности.