Рассказывает основатель компании «Роббо» — Павел Фролов.
С 2000 года я развивал проекты, связанные со свободным программным обеспечением. В 2010 году наша компания создала робототехнический конструктор «ScratchDuino» (в дальнейшем названный «РОББО»). С его помощью можно создать и запрограммировать собственного робота.
Сначала единичные конструкторы приобретали любители робототехники. А в 2013 году после победы в конкурсе Google RISE Awards наши конструкторы начали заказывать школы для организации инновационных инженерных классов.
Для детей друзей и знакомых мы открыли кружок робототехники. Он стал настолько востребованным, что в 2016 году родилась идея создать сеть кружков по франшизе. Сегодня оборудованы инновационные инженерные классы в более чем 200 школах и открыто более 110 робототехнических кружков «РОББО Клуб». Продукция компании представлена в 16 странах мира.
Основная проблема для нас — отсутствие преподавателей. Учителя не обладают нужными знаниями, а IT-специалисты не имеют опыта взаимодействия с детьми. Поэтому мы разработали собственную систему обучения преподавателей: сами готовим кадры для «РОББО Клубов», а также обучаем основам преподавания робототехники всех желающих (и даже дистанционно).
В 2018 году мы купили Промобота — робота-промоутера. Установили на него базу знаний о наших продуктах и услугах. Теперь он обязательно сопровождает нас на всех выставках, конференциях, презентациях. Он разговаривает с гостями, отвечает на их вопросы, шутит. Промобот может сфотографировать собеседника и отправить снимок на email. А если становится некому рассказать про наши продукты, он сам начинает ездить по территории и инициировать общение.
Промобот заменил нескольких сотрудников, например, промоутеров и фотографов. При этом у него есть много преимуществ: он не устает каждый день повторять одно и то же, у него всегда хорошее настроение, он вызывает исключительно положительные эмоции, интерес и удивление, поэтому его презентация запоминается лучше. Правда, роботу пока нужен помощник-человек, который следит за тем, чтобы его никто не испортил, и помогает зарядить батареи и перезагрузиться. Уже появилась новая профессия — погонщик робота.
Однажды директор бизнес-инкубатора «Ингрия» Полина Лукьянова захотела, чтобы на её свадьбе регистратором был Промобот. Церемония проходила в Константиновском дворце. Присутствовали руководители многих IT-компаний, которые понимали, какой сложный комплекс задач нам пришлось решить для того, чтобы реализовать эту идею. Он справился с ролью и успешно поженил молодых.
Общение с Промоботом оставляет только приятные впечатления. Нет ощущения, что ты разговариваешь с бездушной коробкой: он выдаёт иногда ожидаемые, а иногда неожиданные эмоции, что заставляет улыбаться даже самых серьёзных собеседников. Эмоциональность робота-промоутера прибавляет 100 очков к эффективности его презентации. Возможно, что Промоботу не хватает манипуляторов, с помощью которых он бы мог изменять окружающие пространства. Всё остальное у него точно есть.
В будущем жизнь с роботами станет ещё интереснее. Они заменят людей на низкооплачиваемых должностях и в профессиях, которые предполагают монотонный труд без творческой составляющей, типа рабочего на производстве, оператора колл-центра, юриста, бухгалтера или водителя. Зато будут нужны операторы и программисты роботов, сервисные инженеры, ремонтирующие роботов. Самой высокооплачиваемой профессией станет инженер-изобретатель, который будет придумывать и создавать новых роботов. Однако процессы роботизации в России слишком медленные. Считаю, что кардинальные изменения на рынке труда произойдут не раньше 2035 года.